star1.gif (1949 bytes) log1.gif (4160 bytes)

ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЦУ : СТАТЬИ

Александр Борель.

Библия учит нас мудрости (глава из книги)

Иоан.1:1-5, Пр.гл 2, Марк.16:15-18.

То, что в Библии заключена мудрость Бога, я думаю мало кто сомневается. Это аксиома. Если в этом вопросе есть хоть малейшие сомнения, то, даже с натяжкой, вас нельзя назвать христианином. Сегодня мы поговорим не об этом. Сегодня мне хотелось бы остановиться на очень важной теме, особо касающейся тех путей в нашей жизни, которые уводят нас от Божьих благословений, хотя мы уже научены, мы много слышали и много знаем. Мы уже не первый год называемся христианами, мы молимся, мы стараемся соблюдать законы Бога, мы читаем Библию, и чего только мы не делаем чтобы все у нас было хорошо и по Слову Бога. Но в нашей жизни мало что меняется. В чем причина? Что нам не достает, что не хватает, что мы делаем не так? Конечно, в этой главе мы не сможем ответить полностью на этот вопрос. Я предлагаю сегодня поговорить о проблеме, которая мучает нас независимо от нашего хотения. Часто мы даже не замечаем, что выходит из наших уст, что мы говорим. Давайте поговорим о том, что мы провозглашаем.
Слово Бога – это закон, а закон, как мы уже определили ранее, это «лакмусовая бумага» для нашей одежды. Если мы относимся к Слову Бога с сомнением, то мы ходим в дырявых, или в запачканных одеждах. Кому хочется ходить в грязном рванье? Если сравнить нашу жизнь с кораблем, то наши уста – это паруса этого корабля. Давайте заглянем в глубину, что по этому поводу говорит Сам Бог. Во первых, ответим на вопрос, что в Библии обозначает это понятие - слово. В греческом языке это ло?гос. Дословно логос переводится мысль или понятие. Но это греческие тексты - септуагинта. В еврейских писаниях стоит дава?р. Давар можно перевести не только как слово, но и вещь или сущность. Например еврейский мессианский теолог Рихард Вурмбранд Иоан.1:1 переводит как: «Вначале была истинная Сущность…». Но Иисус говорил на арамейском, и ученики Его говорили на арамейском, и в Галилее говорили на арамейском. Давайте обратимся к «Таргумам», т.е. переводу Священного Писания на арамейский язык и к его пояснениям. Наиболее емкими Таргумами (от арамейского слова Таргум – перевод), является Таргум Онкелос (Тора) и Таргум Ионатана, сделанный Ионатаном, сыном Узиэля (перевод Пророков). Кроме этих переводов существуют еще несколько версий Священного писания на арамейском языке, но эти переводы являются на данный момент самыми известными и мы обратимся к ним. В этих переводах солово на арамейском звучит как мемра. В текстах «пояснения к Таргумам» говорится: мемра – действие непревзойденной силы, исходящей из уст Творца, т.е. слово, на арамейском означает сказанное Богом действие. В псалмах мы находим подтверждение этого арамейского понятия: «…Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворилось…» Пс.148:5. Интересно, в послании к евреям автор знает это и говорит о слове имея в виду «мемра»: Евр.1:3. «…Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (в переводе Давида Стерна – отображением сути …) Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,…», Евр.11:3 «… верою познаём, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое.», (вспомните: блажен верующий в невидимое…). Значит, от наших слов зависит, какими глазами мы смотрим – духовными или мирскими. Если мы напитаны словом Бога, то нам дается привилегия увидеть глазами Бога то, что нас окружает. А если мы напитаны словом этого мира, то кроме этого мира ничего не увидим. Возникает вопрос: при чем здесь то, чем мы питаемся и то, что мы говорим? Обратимся к мудрости Бога, которую Он подарил нам через царя Соломона. Пр.18:20-21. «…От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его (язык, или слово) вкусят от плодов его». А что это за плоды, которые мы можем вкусить? Павел, в послании к Римлянам говорит: Рим.10:9-10. «…Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

В 2000 г. в Москве проходила конференция христианских теле-радио журналистов. В этой конференции принимал участие один молодой проповедник. Он рассказал притчу, которая во многом объясняет отношение к Божьему слову у многих современных людей, которые называют себя христианами. Я попытаюсь пересказать эту притчу:
Однажды, в одной из церквей, все было готово к началу служения. Все ждали приезда пастора этой церкви. Он задерживался. Время начала служения уже прошло, но помощник не начинал это служение. Прошло время и он все же решил начать без пастора. Стали петь псалмы. Спели. Потом еще спели, потом еще спели и еще, а пастора все не было. Другие служители в спешном порядке начали готовиться к проповеди. Прославление кончилось, и за кафедру поднялся помощник пастора что бы начать служение, и в это время в зал вбежал сам пастор этой церкви. Он поднялся на сцену и подошел к кафедре, взял микрофон у своего помощника и, обращаясь к церкви, попросил у неё перенести служение на завтра. Он сказал, что только что видел самого дьявола и он сказал ему три слова. Пастор находился в таком смятении, что не мог вести собрание и просил церковь придти завтра, он все расскажет. Все, обсуждая случившееся разошлись по домам. На следующий день в церковь пришли даже те, кто в последнее время по различным обстоятельствам не приходил на служения. Народу было столько, что, как говорится – яблоку некуда было упасть. Люди стояли в проходах, у дверей было столько желающих услышать пастора, что трудно было пробиться в зал. Все обсуждали, что за три слова сказал дьявол пастору этой церкви, все строили разные догадки и свои версии. Пастор задерживался. На сцене хор спел несколько псалмов, а в зале продолжали строить версии, что же сказал дьявол пастору. Наконец приехал пастор, и, пробравшись через людей, вышел на сцену. В церкви воцарилась тишина. Все замерли в ожидании слов пастора, который стоял на сцене и чуть не плакал. Он поглядел на собрание и сказал: «Посмотрите на себя, какой интерес у вас вызвали три слова, которые произнес дьявол, он же извратитель истины, он же обманщик. Каждое служение я говорил вам слово Бога, которое и есть истина, но такого интереса оно у вас не вызывало. А дьявол спросил меня: – «кто твой Бог?». Я ответил ему: - «Иисус Христос», и он убежал от меня не посмев напасть на меня. А кто ваш Бог?». Пастор повернулся и ушел, оставив церковь в раздумье.

Когда Иисуса дьявол искушал на горе, Иисус парировал его искушения словом, сказав: « …Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек. Но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Иисус сказал эту истину взяв её от слов Бога, когда Господь давал наставления Моисею и всему народу Израиля. Втор.8:2-3 «…И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя и томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». Действительно, Бог и Его слово едины. Всему началу было слово. Иоан.1:1-5. Для того, чтобы принять Бога как своего спасителя, мы должны произнести слово (молитва) и открыто сказать об этом. Произнеся это, мы приводим «определенный Божий механизм» в действие. Что-то начинает происходить. Мы ничего не чувствуем и это нас огорчает. Нам не хочется ждать, нам нужно сразу, всего и много. Но, ничего не происходит, и как часто на этом мы останавливаемся. (2Пет.3:8-9) Нас начинают «толкать». Бог обязательно даст возможность покаявшемуся человеку начать познавать мудрость Божью. Он или пошлет помощника, в виде уже более зрелого христианина, или создаст такие условия, когда у этого человека будет возможность самостоятельно углубиться в познание Библейской мудрости. Человек не всегда принимает это учение. Главная причина – это наша гордость. Принятие и стремление к познанию Библейской мудрости, или её отторжение и замену на собственные понятия (согласно нашего жизненного опыта), дает ответ на вопрос об истинности покаяния человека.

Допустим, в нашем случае покаявшийся был искренним. Постепенно начинается его рост как христианина. Через определенное время он начинает молиться. Проходит еще время и человек начинает проповедовать. И так далее. В конце концов он начинает понимать величие слова Бога. Постепенно он находит с Богом общение и начинается становление зрелого христианина. Главное, никогда не останавливаться на достигнутом. Это сравнимо с маленьким ребенком. Когда он рождается, он не может решать интегралы, но у него есть помощники, это родители и его окружение. Именно они поставлены мудростью Бога, чтобы помогать ему расти и познавать мудрость. Проходит время и он начинает сначала ходить, потом говорить, затем читать и т. д., и всему этому он учится. Наступает время и он идет в школу и там, опять по прошествии определенного времени ему расскажут про интеграл и научат его решать этот интеграл. Некоторые останавливаются на этом знании, а некоторые стараются познавать дальше. Они ищут пути познания. Те кто остановился, с течением времени забыли что с ним надо делать, с этим интегралом. Они не забыли что он существует, они забыли как его решать. Они забыли путь решения, путь достижения цели - истины. Другие напротив, стремятся дальше познать истину. Они продолжают учиться и впитывать то, что им говорят, как объясняют. Проходит время и они решают уже двойной интеграл, тройной. Они начинают применять свои знания в решении задач высшей математики и на этом не останавливаются. Они получают высшее образование и становятся обладателями определенной мудрости и применяют свои знания на несколько более высоком уровне, чем те, кто в свое время остановился. Вспомните, начинали все одинаково, никто не рождается и не начинает сразу решать интегралы. Так же и христиане, родившись и приобретя определенные знания, многие останавливаются, считая достаточным свое христианское образование. Что посеешь, то и получишь. Так учит нас Библия, так учит нас слово Бога. Так оно и получается. Мы сеем семя и получаем то, что посеяли. Но получим ли мы плод? У кого-то семя взросло на дороге, человек обрадовался, и … на его глазах росток затоптали. У кого-то семя дало росток в земле и человек обрадовался, но рядом выросли сорняки и убили росток. А кто-то посеяв семя спросил у Творца – что дальше, - и узнал истину, что за ростком нужно ухаживать. И дорогу можно вспахать и оградить росток, что бы его не затоптали. И сорняки можно прополоть, что бы они росток не убили. Слово Бога дает мудрость, а мудрость спасет ваш росток. Оно, это слово – истина. Пс.137:2-5 «…Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.» - восклицает царь Давид, который знал, какой могучей силой обладает слово, особенно, если это слово Бога. «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость. Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня». Но те, кто остановился на достигнутом, никогда не получат урожай, который так хочется получить. Слово Бога дало жизнь ростку, а наше должно его поливать. В зависимости оттого, что исходит из наших уст, тем и поливается посеянное семя. Его можно полить «водой живой», а можно полить и чем-то другим. Все зависит от нашего положения перед престолом Бога. Если оно правильное, то мы обязательно почувствуем водительство Бога, водительство Святого Духа и узнаем Его мудрость. Для того, чтобы постоянно быть в контакте с Богом, нам нельзя останавливаться, мы должны постоянно учиться, а учебник – Слово Бога.

«…Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что? Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Ис.55:6-11.
К слову нельзя относиться легкомысленно. В третьей заповеди Бог предупреждает нас о том легкомыслии, с которым мы относимся к слову, конкретно к Его имени: «…Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно…» Исх.20:7. Иисус предупреждает нас очень конкретно: «…Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься…» Матф.12:36-37. Наши уста порой изрекают такое, что по прошествии некоторого времени мы начинаем задумываться : как я мог такое сказать? Хорошо, если после этого приходит раскаяние. Но часто, мы «каемся» для самих себя. «Жаль что я его обидел, не надо было мне это говорить…» и все (попросили прощение у самого себя за то, что кого-то обидели). Мы считаем этого достаточно, но семя (терновое) посеяно и уже дало росток и оно начинает уже убивать доброе. Что посеешь, то и пожнешь. Закон сеяния и жатвы. Ваше отношение к чему бы то ни было, в любом его проявлении, обязательно породнит адекватное отношение к вам. Необходимо всегда помнить об этом. Ученик Иисуса Петр, в своем первом послании дает нам такие наставления: «…Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господа против делающих зло (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?…» 1Пет.3:9-13.

Мне приходилось слышать от некоторых людей удивительные слова. Когда у этих людей что-то случается, или возникает какая то проблема, они сразу начинают принимать обстоятельства, как работу Бога, связанную с их «христианским образованием». Получается, что Бог дает им в жизни различные искушения, страдания, болезни, причиняет им боль и т.д., чтобы христиане прошли эти испытания и «укрепились в вере». Это другое евангелие. Если бы так было, то зачем умер Христос, разве он не понес все наши болезни, всю нашу немощь и все наши страдания на смерть и воскрес, победив смерть совсем этим грузом, подарив нам новую жизнь: без болезней, без бедности, без всех наших немощей. Те, кто придерживается подобной теории, сразу приводят пример Иова. И это, в большинстве своем христиане придерживаются такой версии, а не ветхозаветные иудеи которые ЗНАЮТ. Для многих будет откровением, узнать, что Иов не был евреем, в Библейском понимании еврейства. Иов не относился к потомкам Авраама, на которых распространялся Божий завет. Земля «Уц» (Иов.1:1), или по другим источникам эту землю называли «Оз», а греки её называли «Авзитиз», это часть земель под названием «Идумея». Вероятнее всего это земли между Едомом и Ефратом. Эти земли были заселены потомками Исава, а не Иакова. Самое интересное, что есть другие источники, кроме Библии, которые доказывают реальность Иова: о нем говориться в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии. Вот эти строки: “прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. И сии цари, царствовавшие в Едоме, какою страною и он обладал: первый Валак, сын Веора, и имя городу его Деннава; после же Валака Иовав, называемый Иовом; после сего Ассом, игемон из Феманитской страны; после него Адад, сын Варада, поразивший Мадиама на поле Моава, — и имя городу его Гефем. Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи. О нем говорится в книге Сирской, что жил в земле Авситидийской, около берегов Евфрата; прежде имя его было Иовав, отец же его был Зареф, от востока солнца.)”

Завет Бога с Авраамом был передан потомкам Иакова, а не Исава. Поэтому эта книга стоит в Библейских текстах как особый рассказ об отношении Бога к тем потомкам Авраама, которые имеют косвенное отношение к завету Божьему. Иов был под защитой Бога по вере. Кроме того давайте повнимательнее почитаем Иов 3:25 «…ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». Да, Иов не просто подвергся искушениям, он потерял все, но не по воле Бога, а благодаря своему страху. Ему было не мало лет, если его сыновья уже жили со своими семьями и имели собственное, далеко не малое имущество. В дальнейшем Иов познает одну истину. Именно это дает ему не просто новую жизнь, подаренную Богом, но он получает еще и все то, что он потерял из-за своего страха, причем с избытком. Если повнимательнее посмотрим на эту книгу, то многие могут увидеть в первом Иове себя, а во втором Иове то, чего хотелось бы достичь в Боге. Но что же это за удивительная истина? Она высказана Иовом в покаянии перед Господом и она открыла «дверь» к благословению: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя…» Иов 42:1-5 Другими словами «я знал о Тебе, а теперь я знаю Тебя». Это ключ для всех христиан к Божьему благословению. «После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями» Иов 42:16-17. Поднимите руки, кто не хотел бы чтобы о нем в конце его земного пути сказали бы другие, что он насыщен в своей жизни Божьими благословениями? Изучайте Библию – Слово Бога и оно даст вам мудрость.

Вернемся к тем, кто под Божьем заветом по обетованию через жертву Мессии. К чему ведут высказывания, что все наши беды от искушений, которые посланы Господом? Об этом очень подробно сказал Иаков, первый пресвитер, или пастор, как хотите, первой церкви в мире – мессианской общины евреев-христиан. К тому же это был брат Иисуса, который тоже был его учеником. «…Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь братия мои возлюбленные: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий.. Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медленен на слова, медленен на гнев; Ибо гнев человека не творит правды Божией.. посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: Он посмотрел на себя, отошел - и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, чтобы презирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.». Иак.1:12-22. Не знаю как вы, но я думаю, что сказать лучше просто невозможно. Если внимательно изучить эти стихи, я думаю что отпадет желание у любого провозглашать свои немощи искушением Божьим. Я думаю что очень сомнительно, что кто-то из тех, кто называет себя христианами хочет быть призираем Богом и добровольно идти на смерть. Давайте разберем еще одну крайность Иак.1:12:
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Как часто можно услышать эти стихи из уст христиан, которые видят в этом определенное “Божье благословение”. И таких, к сожалению, очень немало. Как часто многие стремятся наполниться тем, что им дают определенные конфессии, а не Слово Божье. Подчас определенные доктрины, которые рождаются от нехотения определенных церковных лидеров углубляться в фундаменты Слова, уводят верующих от истины и дают им толчок напрямую впасть в искушения. Для таких «лидеров» хотелось бы открыть Библию:
«…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мат.6:13, Лук.11:4)
«…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Мат.26:41, Мар.14:38)
«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение». (Лук.22:40,46)
Этот перечень можно продолжить, но давайте вернемся к Иакову. Начнем с азов. Иаков был братом Иисуса Христа по матери. Он никогда не был прямым учеником Иисуса, хотя был всегда рядом и прошел «школу Иисуса». Хоть он и не входил в число двенадцати учеников, которых Иисус избрал для себя и в дальнейшем назвал их «когенами», или, по гречески, «апостолами», но роль Иакова очень трудно переоценить. Иаков был первым руководителем первой церкви, которая осталась на земле, после того, как Иисус был восхищен на небо. Его, Иакова, избрали единогласно все последователи Иисуса, в том числе и Его двенадцать прямых учеников. Иаков возглавлял первый церковный совет. Павел, хотя и был намного более ученым чем Иаков, тем не менее, он после своих миссионерских путешествий, несмотря ни на что, даже на прямую угрозу смерти, шел в Иерусалим, чтобы отчитаться перед Иаковым и получить Божье благословение через этого мужа Божьего. Лидерство Иакова бесспорно, это был первый епископ в христианском мире. Что же имел в виду Иаков, когда писал эти строки? Начнем с первого стиха:
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться».
Значит это послание написано евреям, да к тому же тем, которые находятся в рассеянии. Немного истории: после того, как Иисус пошел к Отцу, в Израиле наступили тяжелые времена. Началось восстание Бар Кхоббы, которое с успехом было подавлено Римом. За дерзость перед Римом был разрушен Храм и было постановление об изгнании всех евреев из Иерусалима. Им запрещалось не только проживать в Иерусалиме, но и занимать любые руководящие места в обществе. В эти, очень тяжелые времена для евреев, многие стали приходить в христианскую веру в уповании Иисусу как Мессии, т.е. как спасителю, но в изгнании они, как иудеи со своими традициями, встречались, мягко говоря, с непониманием глубины роли Мессии в иудаизме со стороны языческих христиан. Далее он пишет евреям:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».
Действительно, то, что испытывали евреи – христиане в то время, иначе как искушением не назовешь. И это было не от Бога. Во многом здесь играл роль человеческий фактор. Поэтому Иаков учит их не просто преодолевать эти искушения, но через это приобретать терпение и мудрость, чтобы в дальнейшем «не попадаться на крючок» подобных искушений.
«Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих».
Как это четко переплетается со словами Иисуса, которые сказал Он в «нагорной» проповеди:
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Мат.5:37
Другими словами: или ты с Господом, или ты без Господа, третьего не дано. Все что между этими двумя понятиями – это искушение или оправдание. То и другое уводит от Бога. Давайте посмотрим как Павел говорит об этом евреям, находящимся в рассеянии в Коринфинской церкви:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». 1Кор.10:1-13
То что говорит Павел к церкви в Коринфянах, один в один переплетается с тем что говорит Иаков всем евреям в рассеянии. Давайте прочитаем дальше послание Иакова, но только не выдергивая отдельного стиха, а то что написано вначале, и то что написано далее:
«Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные».

Трудно добавить к этому что-либо еще. Евангелие Бога одно и Бог един, Слово Его не меняется и противоречий в нем нет и быть не может. Бог не искушает, Он защита от искушений. Искушает этот мир и его искушения это сеть для христианина. Давайте прочитаем как Павел учит молодого пастора Тимофея преодолевать финансовые искушения:
«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» 1Тим.6:9.
Бог никогда не учил нас читать Библию. Он учит нас её впитывать, изучать, познавать и углубляться в познанное. В еврейской культуре есть такое выражение: «съесть…». То, что ты съел, то и наполнило тебя, с этим ты и живешь, это и дает тебе энергию, с помощью которой ты живешь. (Съесть книгу, съесть правила пользования чем-либо, съесть инструкцию…- значит изучить досконально и применить на практике, т.е. познать в жизни силу этого материала).
«Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Мат.4:4, Лук.4:4

Однажды ко мне подошел один евангельский священник и мы с ним разговаривали некоторое время. Он находился в служении главы церкви, к тому времени, уже более чем десять лет. Из разговора мне стало понятно, что он почти не уделял времени для глубокого изучения Библии. Он читал только определенную литературу, которую ему рекомендовали определенные христиане (по его мнению заслуживающие доверия своими делами и жизнью). Он никогда не применял историю к изучению доктрин Священного Писания. Он пользовался только общепринятыми, очень поверхностными знаниями исторических событий, которые изложены в Библии, а об исторических ценностях еврейского народа он вообще понятия не имел. Он считал это не нужным, «ведь мы сейчас живем по Новому завету». К великому сожалению так думают многие современные христиане (об этом убеждении мы поговорим более подробно чуть позже). В конце он посетовал, что ему все сложнее и сложнее проводить служения два раза по воскресениям и один раз по средам, когда в церкви молитвенные собрания. Я не сразу его понял, оказывается, более чем за десять лет уже не один раз были проповеданы все доктрины в этой церкви. Мне действительно стало жалко его. Он, бедный, более десяти лет в церкви переливал «постое в порожнее». Сколько времени и сил было растрачено впустую. Для этого служителя было откровение, что оказывается Лук.10:27 - «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» - это не Новый завет, провозглашенный Иисусом, а в сокращенной форме десять заповедей, которые Бог написал на скрижалях завета Моисею, что завет и заповеди это нечто разное: Иак.2:8 – «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете». Для него было откровением, что Моисею Бог дал закон для еврейского народа потому что этот народ был в завете с Богом. Это сродни другого служителя, который однажды сказал мне после того, как я объяснил ему смысл слова «праведность» примерно следующие: «… интересно с вами поговорить, я думал что уже досконально изучил Библию и все знаю, а вы что-то новое для меня говорите…».

Не читайте Священное Слово только лишь потому, что Его нужно читать. То, что Библию нужно читать – это аксиома, но много пользы от этого нет. Еще один пример: я уже несколько раз слышал фразу: «Если прочесть всю Библию от корки до корки, то с ума сойдешь». Еще раз повторю: все дело в отношении к Библии. Для кого-то это историческая книга, для других это художественная литература (с этим отношением точно с ума сойдешь), а для кого-то это СЛОВО МУДРОСТИ СОЗДАТЕЛЯ, которое Он дал нам для того, чтобы мы «…имели жизнь и жизнь с избытком…». Для этого нужно искать смысл, который Господь заложил в Своем Слове, а найдя его впитать и применить в своей жизни. Тогда – победа. Другого не дано, все остальное – дым.
«Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе».
«И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед». Иез.2:8, 3:1-3
«И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих». Отк.:10:8-11.
Конечно, в этой главе мы затронули далеко не все грани этой обширной темы. Вспомним еврейское приветствие «шалом». Практически невозможно передать объемность глубины этого понятия. Шалом – это не только пожелание мира, это пожелание Божьего мира, когда все в порядке, ничего не повреждено (не сломано), когда находишься в полноте Его присутствия, под Его благодатью и под Его защитой. Это пожелание такого мира собеседнику, его дому, его окружению, окружению его окружения (окружению до семи колец) и Божьего мира земле, где он живет. И это все в одном слове. Насколько объёмным должно быть все Священное писание, если только одно слово имеет такую глубину?
«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный…» Иер.10:10
«…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» Иоан.8:32

Друзья, Бог любит Вас и очень хочет показать Свою силу, очень хочет чтобы вы узнали истинную силу Его любви. Изучайте Его слово и следите за своими словами. Помните что вы – храм Духа Божьего. Всегда думайте: угодно Богу или нет то, что вы провозглашаете. Храм это не здание – это хранилище Божьей мудрости, т.е. Его дом. Постарайтесь ответить для себя: Вы являетесь таковым Храмом или нет?